Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 "Светлячок" п.г.т. Красная Гора

Самоанализ педагогической деятельности в рамках темы: «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни».

10 сентября [вт]

                     Самоанализ     педагогической деятельности в рамках темы:   «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни».

Работу выполнила:

Дегтярева Лариса Николаевна.

воспитатель первой

квалификационной категории.

МБДОУ д/с «Светлячок»                                                                                                   2015год

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

              Сухомлинский В.

Методологической основой моей деятельности является соединение принципов традиционной «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,  программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаева. Использую современные образовательные технологии (здоровье сберегающая, индивидуально-ориетированная, социоигровая, технология экспериментирования,

 В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю экологическое воспитание дошкольников.  Поэтому тему для самообразования выбрала «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни»».

Целью данной темы считаю, создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через экологическое воспитание.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста,

2. развитие познавательной активности через экспериментирование,

3. развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе,

4. воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

При построении системы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников я выделила следующие основные направления:

1. познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;

2. познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

3. практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;

4. исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.

Пути реализации работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

5. создание условий (экологизация, программно – методическое обеспечение);

6. повышение собственной экологической грамотности;

7. изучение и применение современных методик и технологий в обучении и воспитании детей;

8. экологическое просвещение родителей.

Изучая большое количество методической литературы, пришла к выводу, что правильно организованное, систематически осуществляемое экологическое воспитание оказывает интенсивное и благоприятное влияние на ум, чувства и волю дошкольника. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. В настоящее время создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Поэтому экологическое образование и воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени.

Для более успешного экологического воспитания детей необходимо учитывать некоторые условия (материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса, системность, , двусторонняя взаимосвязь с родителями). В детском саду существует методический кабинет, в котором собрана библиотека методической, научной литературы, в детском саду создана благоприятная предметно-развивающая среда для образовательно-воспитательного процесса детей .

При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников учитываю следующие принципы: научности, интеграции, системности.. Я считаю принцип регионизации основным, потому что он предполагает знакомство с природным ландшафтом нашего края, села, географическими и климатическими особенностями. Осуществляется через экскурсии, экологические прогулки, наблюдения, путешествия по экологической тропе, », тематические занятия; знакомство с русской культурой, обычаями, традициями, с культурными достижениями и трудом жителей края, села.

В своей работе большое внимание уделяю поисково-экспериментальной деятельности, поэтому все занятия с детьми строю используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), но и проблемные методы обучения (проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский). Методы проблемного обучения помогают ребенку учить не бояться выражать свои мысли, развивают логику, мышление, учат находить разнообразные варианты и пути решения образовательной задачи. Непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам из 10 -12 детей с использованием наглядного материала, индивидуального раздаточного материала. Все занятия начинаю с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь. Также в занятия включаю моменты экспериментирования как демонстрационного, так и самостоятельного. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы . водица». В занятия по ознакомлению с окружающим миром включаю разнообразные экологические дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет…?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом», широко использую игры с природным материалом, словесные игры. В течение каждого занятия предусматриваю время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 2-4 минуты. Содержание таких физминуток подбираю, опираясь на тематику занятия и ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз, при работе в логопедических группах использую проговаривание чистоговорок с движениями, упражнения для язычка

В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задаю вопросы: «Что нового вы сегодня узнали?», «Чему вы сегодня научились?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен детьми материал.

В совместной и самостоятельной деятельности использую различные формы организации детей . Предлагаю детям настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки, также в работе использую игры – инсценировки.  Каждое утро с детьми провожу «Зарядку для ума», в которой использую разнообразные словесные экологические игры, загадки, задачки, игры с мячом. В группе организован «Уголок природы», в котором находится календарь природы, библиотека, гербарии, уголок для самостоятельного экспериментирования, мини-коллекция семян, ракушек, настольные дидактические игры, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе и временах года, макеты. Ребенок может в любое время играть в этом уголке, проводить опыты и эксперименты.  В «Уголке природы» действует постоянно обновляющаяся выставка детских работ о природных явлениях, животных, птиц, обитателях морей и т.п. Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы (дежурство), что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.

Большое внимание уделяю прогулкам. Прогулки провожу регулярно, 2 раза в день, в соответствии с «Программой обучения и воспитания в детском саду»под ред. М. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В содержание прогулок включаю: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность и индивидуальную работу. Также провожу циклы наблюдений эстетического характера, в которых дети учатся замечать красоту растений и окружающего мира. Особое внимание уделяю наблюдениям за «Огородом на окне» и заполнению дневников – наблюдений. Такая работа позволяют ребенку узнать не только о строении растений, но и развивает наблюдательность детей, способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий их роста.

Большую роль в экологическом воспитании ребенка играют наблюдения за окружающей природой и ведение календарей природы. Календарь природы заполняем ежедневно после утренней прогулки. Календари природы помогают отслеживать изменения в природе, развивать наблюдательность, внимание, память.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентированно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

На занятиях и в совместной деятельности часто использую художественное слово, загадки, что позволяет расширить представления о литературе.  Также работа по экспериментированию тесно связано с формированием математических представлений.  При проведении опытов мы постоянно сравниваем, измеряем, определяем форму и размеры, считаем. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способность их осознанию. Также имеется двухсторонняя связь экспериментирования с изобразительным искусством. Дети учатся фиксировать наблюдения и результаты опытов. Чем глубже ребенок наблюдает за объектом рисования в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передает детали в процессе изображения. Именно этому я учу дошкольника на экспериментировании: наблюдать, фиксировать малейшие детали эксперимента.

Помимо работы с детьми провожу работу с родителями . В группе организован  уголок для родителей, где размещен материал о временах года, русские народные пословицы и поговорки, стихи, интересная информация. Также провожу индивидуальные консультации о роли экологического воспитания. Родители охотно участвуют в выставках поделок из природного материала, посещают развлечения. Работа с родителями помогает достичь желаемых результатов в экологическом воспитании ребенка. Только совместными усилиями можно развивать личностные качества  дошкольника.

Диагностика по экологическому воспитанию показала, что проводимая работа дает положительный результат . Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод:

1. у детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;

2. дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая, показывают высокие результаты овладения экспериментальной деятельности;

3. у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

4. у детей средствами природы сформированы эстетические и этические чувства.

Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.

Самоанализ в рамках заявленной темы сделан на основе личного опыта, наблюдений и педагогического анализа.

                                                                                                                          %D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.